На территории «ОГБОУ "Школа-интернат №26"» созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу.
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и защиты Родины» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации.
В ОГБОУ "Школа-интернат №26" в 2024-2025 учебном году обучаются 255 обучающихся с нарушением зрения, из них 75 - дети-инвалиды.
11 классов - начальное звено, 117 учащихся;
11 классов - среднее звено, 116 учащихся;
3 класса - старшее звено, 32 учащихся.
Все дети зачисляются в школу-интернат по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Все обучающиеся - это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В ОГБОУ "Школа-интернат №26" имеются все необходимые средства для эффективного обучения и воспитания обучающихся.
- Средства обучения и воспитания, в том числе для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал). Для незрячих детей учебники, книги и другой раздаточный материал печатается по рельефно-точечному шрифту Брайля (РТШ Брайля).
Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии). Все вышеперечисленные электронные образовательные ресурсы должны воспроизводиться программой невизуального доступа.
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях). Данный вид средств сопровождается тифлокомментированием.
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски). Все плакаты, карты и прочее также используется в учебной деятельности незрячими учениками, но данный вид средств должен быть рельефно-графическим (иметь рельефный контур и быть доступен осязательно).
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные). Для слепых обучающихся данный вид средств является одним из основных в работе (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). Поэтому муляжи, макеты и прочее должны быть максимально приближены к реальности.
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.). Для слепых обучающихся такие приборы должны быть адаптированы.
Тренажеры и спортивное оборудование.
- Общая дидактическая роль средств обучения.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы. Для детей с нарушением зрения это особенно важно, т.к. средства обучения помогают незрячему ученику наиболее полно понять изучаемую тему.
- Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека. Наряду с обучением категория воспитания является одной из основных в педагогике.
Выделяют:
- воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействия наличность со стороны общества в целом, т.е. отождествляя воспитание с социализацией;
- воспитание в педагогическом смысле как существующая наряду с обучением разновидность педагогической деятельности, специально направленная на формирование качеств личности: убеждений, умений, навыков и т.п.;
-воспитание, трактуемое еще более локально, как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи, например, умственное воспитание, нравственное, эстетическое и т.п.
- Средство воспитания - это совокупность приемов воздействия на незрячих обучающихся.
Деятельность школы, состояние и уровень ее работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров.
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка. Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования.
Современное образование направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.
Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
К организационным средствам относятся действующие в школе формы обучения: очная, семейное обучение, обучение по уровням адаптированных программ, индивидуальное обучение на дому.
В этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов (триместры, общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий - текущих и итоговых.