Сенсорная комната - это специальная комната, предназначенная для развития чувств человека, обычно с помощью специального освещения, музыки и предметов. Он может быть использован в качестве терапии для детей с ограниченными коммуникативными навыками.
Сенсорная комната – это помещение, которое служит не только для развлечения ребенка, но и для работы психолога со своими воспитанниками. Ее главная цель заключается в психологической разгрузке.
Сенсорная комната – это пространственная интерактивная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с людьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения,слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения. В сенсорной комнате, как правило, проводятся занятия под руководством специалистов (педагогов, психологов, врачей и др.), но помимо этого интерактивная среда может с успехом использоваться и для саморелаксации.
Говоря о сенсорной комнате, можно вспомнить слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу и глаза его закрыты…»
Для детей с нарушением зрения роль ученика зачастую становится источником больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности обучения в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. Дети со зрительной депривацией часто не понимают своих чувств, не соотносят их с переживаниями других людей, плохо различают выражение другого человека, их собственная мимико-жестовая речь скована. Все это приводит к возникновению трудностей при решении самых простых жизненных вопросов в общении с окружающими.
В специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Это взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем, ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность.
Сочетание нескольких стимулов полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) неодинаково воздействует на психическое и эмоциональное состояние ребенка с нарушением зрения: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.
Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. Кроме того, положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии.
В результате занятий в сенсорной комнате у детей со зрительной депривацией расширяется жизненный опыт, обогащается чувственный мир. Они учатся снимать мышечное напряжение, психоэмоциональное напряжение, происходит корректировка ослабленных сенсорных функций: зрение, слух, осязание, развиваются двигательные функции, активизируются различные функции центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды, формируются навыки стрессоустойчивого поведения.
При этом она обязательно понравится не только ребятам, но и взрослым!
Педагог-психолог школы-интерната: ГОЛОВИНА Светлана Георгиевна